Анализ использования надроторных устройств в модельной ступени осевого компрессора
К.С. Трибунская, Ю.В. Кожухов
Анализ использования надроторных устройств в модельной ступени осевого компрессора
Введение. Повышение устойчивой работы и эффективности ступени – две важные задачи проектирования осевого компрессора.
Геометрия проточной части определяет как устойчивую работу, так и эффективность работы ступени. Согласно К. П. Селезнёву [2] при наличии радиального зазора, помимо перетекания газа через торец лопатки с вогнутой стороны на выпуклую, наблюдается движение газа в зазоре вдоль оси машины со стороны большего в сторону меньшего давления. Это перетекание вызывает дополнительные потери, очень сильно возрастающие с увеличением зазора. Как правило, величина радиального зазора Sr принимается около 1% от длины лопатки.
Принимая в расчет предложенные рекомендации, были разработаны способы повышения эффективности ступени осевого компрессора с радиальным зазором. Один из таких способов – использование надроторных устройств (НРУ). НРУ представляет собой дополнительную кольцеобразную полость, содержащую ребра над лопаткой рабочего колеса (роторной лопаткой). Ребра расположены под одним углом к поверхности и имеют клинообразное заострение на конце, направленное в сторону торца лопатки рабочего колеса ступени. Конец этого острия расположен на уровне внутреннего диаметра корпуса компрессора, при этом осевая протяженность дополнительной кольцеобразной полости вдоль продольной оси компрессора составляет 0,5-0,8 величины проекции хорды лопатки рабочего колеса на эту ось. Радиальный размер дополнительной кольцеобразной полости составляет 0,1-0,2 высоты лопатки рабочего колеса, при этом радиальная поверхность этой дополнительной кольцеобразной полости, расположенная первой по потоку в компрессоре, удалена от передней кромки лопатки рабочего колеса на расстояние менее 0,1 величины проекции хорды лопатки рабочего колеса, а количество ребер выбирают от 4 до 8. [1]
Таким образом, над рабочим колесом находятся дополнительные полости, куда при работе компрессора “затекает” рабочее тело, образую вихрь, блокируя тем самым поток перетечек, Подобные надроторные устройства схожи по принципу действия с лабиринтными уплотнениями, используемыми в центробежных компрессорах. Описание принципа работы НРУ отображено на рис.1.
1 – клинообразные рёбра
2 – кольцеобразная полость
3 – корпус компрессора
4 – лопатка рабочего колеса
Рекомендуется, чтобы ребра 1 были расположены перпендикулярно поверхности 5, обращенной в сторону проточной части, дополнительной кольцеобразной полости 2 компрессора. Ребра 1 имеют клинообразное заострение 6, направленное в сторону торца лопатки 4 рабочего колеса, причем конец этого острия расположен на уровне внутреннего диаметра (внутренней поверхности) корпуса компрессора. Целесообразно, чтобы высота h этого клинообразного заострения 6 составляла от 0,1 до 0,3 высоты h1 ребра 1. Кроме того, целесообразно, чтобы расстояние Т между концами острия клинообразных заострений 6 ребер 1 было выбрано в соответствии с соотношением С/(N+1), где: С — максимальная осевая протяженность дополнительной кольцеобразной полости вдоль продольной оси компрессора, N — число ребер.
В кольцевых проточках 7 над вращающимися лопатками 4 возникает кольцевое движение воздуха в направлении вращения рабочего колеса. На это движение вдоль кольцевых проточек 7 практически всегда накладывается вихревое движение.
Исследование подобных НРУ представлено в работе [5] исследовались для периферийном сечении ступени компрессора Д-77М, где была применена концепция параметрической лопатки, т.е. исследованы параметры бороздки.
В ходе исследований разработчики отмечали, что наибольшее влияние на запасы устойчивости и КПД отказывают ширина, осевая длина и осевого расположение бороздки, в то время как глубина и форма бороздки имеют ограниченное влияние.
Научная новизна. Было отмечено [5], что данная задача не теряет актуальности, т.к. не смотря на многочисленные исследования с различными типами надроторных устройств, механизм их влияния на работу степени до конца не изучен.
Расчетная модель. Задача решалась для ступени осевого компрессора 100-2Л, состоящей из трёх лопаточных венцов: входного направляющего аппарата (ВНА), рабочего колеса (РК), направляющего аппарата (НА).
Для решения задачи использовалось программная система конечно-элементного (МКЭ) анализа ANSYS 14.5, твердотельные модели лопаток были построены в CREO (PTC), а бороздка задавалась путём изменения формы проточной части, имея вариационные параметры: ширина бороздки (), позиция бороздки (), высота бороздки (), угол вверх по потоку (), угол низ по потоку (), угол скоса (). В качестве изучаемой модели НРУ была выбрана треугольное сечение бороздки с углом скоса против потока для базовой конфигурации НРУ.
Расчет производился расчетном режиме: окружная скорость на наружном диаметре Uн=125м/с, коэффициент расхода для которого имелось верифицированное значение адиабатного КПД [3,4].
КПД определяется между входом ВНА и выходом из НА по формуле:
Запас устойчивости определялся по формуле:
Результаты. В ходе работы были получены результаты использования НРУ на модельной ступени осевого компрессора, проведено сравнение с характеристиками компрессора без НРУ. Так же проведено сравнение с результатами, полученными в работе [5], сделан вывод о эффективности использования подобных устройств.
Литература:
- Пат.2282754 Российская Федерация F04D27/02 Надроторное устройство компрессора и осевой компрессор [Текст] / Гельмедов Семеряк; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова»
- Селезнёв К.П., Подобуев Ю.С. Теория и расчёт осевых и центробежных компрессоров. – Ленинград: Изд. Машиностроительной литературы, 1957 – 395 с.
- Руководящие указания по аэродинамическому расчёту проточной части осевых компрессоров. Атлас исходных ступеней. – Ленинград, 1957, — 8 листов
- Буйновская. Л.Н. Сопоставление опытных и расчетных аэродинамических характеристик осевых компрессоров. Котлотурбостроение. Труды ЦКТИ 51. Газовые турбины. Под ред. акад. Б.Е. Стечина, и др. – ЛЕНИНГРАД, 1964г. -10 стр. [Текст]
- Жданов В.В. Исследования влияния надроторных устройств лабиринтного типа на характеристики компрессора авиационного типа./ Тезисы 58-й научной конференции МФТИ